Шивананда йога

Шивананда йога – это традиционная школа йоги, основанная Свами Шиванандой и привезенная на Запад его преданным учеником Свами Вишнудеванандойswamiji-37

Классическое занятие Шивананда йоги отличает глубоко медитативный подход к выполнению асан (йогических поз). Вхождение в асаны осуществляется плавно с последующей длительной выдержкой, сопровождаемой глубоким медленным дыханием. Такое сочетание физической неподвижности и полноты дыхания ведет к пробуждению осознанности происходящего в своем собственном теле и уме и влечет изменение ракурса восприятия окружающего мира. Асана-практика Шивананда йоги выстроена таким образом, что она работает одновременно со всеми системами организма, отлаживает функционирование всех внутренних органов, возвращает здоровую подвижность суставов и гибкость позвоночника, обеспечивая физическое здоровье, душевный покой и гармонию с внешним миром.

Занятию в русле Шивананда йоги присуща определенная последовательность асан, выверенная и хранимая традицией. Эта строгая последовательность своими корнями уходит к истокам древнейшего йогического знания, имеет глубокий смысл и оказывает многоуровневый эффект на практикующего. В «косу» неизменной очередности поз, однако, может вплетаться бесчисленное множество вариаций различной сложности, к которым у практикующего воспитывается отношение не как к самоцели, а как к средству продлить пребывание в основных асанах и достигнуть еще более глубокого расслабления. swamiji-80

Так, идеальность асаны характеризуется именно состоянием ума, а не физической гибкостью и силой. Не существует так называемого «идеального» выполнения асаны, есть только идеальная асана для каждого практикующего в конкретный момент времени. Такой подход к асана-практике уже сам по себе оздоравливает отношения человека с самим собой, снимая болезненное напряжение, вызываемое выдвигаемыми к себе требованиями и в то же самое время оставляет практикующего лицом к лицу с самим собой, когда только он сам и никто более может дать оценку приложенным усилиям. Такой подход позволяет приобрести бесценный опыт приятия своего тела таким, каким нас одарила природа и ощутить благотворный эффект подобного отношения.

Традиционно занятие начинается с динамического комплекса Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу), представляющего собой последовательность из 12 поз, плавно перетекающих одна в другую. Сурья Намаскар, в физиологическом аспекте сконцентрированный на всесторонней работе с позвоночником, основе основ здоровья, также служит этапом, предшествующим дальнейшей практике: разогревает все мышцы и связки, подготавливая тело к выполнению асан, успокаивает ум, делая его однонаправленным, формируя особое медитативное состояние. При верном подходе, который от занятия к занятию прививается практикующим, Сурья Намаскар сам по себе способен стать медитацией, являющейся следующей ступенью йогической практики.

Не смотря на то, что на освоение асан продвинутого уровня могут уйти годы регулярной усердной практики, уже с самых первых занятий практикующий, выполняя самые простые йогические позы, может ощутить на себе их благотворное воздействие, являющееся результатом осознанности и концентрации.

swamiji-8Шивананда йога уделяет особое внимание расслаблению, контролю над дыханием и концентрации на медитативном опыте. Так, Шавасана, йогическая поза глубокого расслабления, выполняется с небольшой выдержкой во время занятия между различными группами асан для сохранения тела в состоянии равновесия на протяжении всей практики, и завершается занятие финальной Шавасаной, сопровождаемой также ментальной работой, направленной на саморасслабление на трех уровнях: физическом, эмоциональном и духовном.

Йогу свами Шивананды называют также «йогой синтезиса» или пурна-йогой (т. е. «полная», «целостная»). Это означает, что йога не заканчивается, как только вы сворачиваете коврик, но все, что вы делаете в повседневной жизни становится Йогой. Принципы работы с телом на йога-коврике постепенно становятся жизненными принципами.

Суть равновесия – не цепляться.
Суть расслабления – не удерживать.
Суть естественности – не совершать усилий.

Вы выполняете Врикшасану (позу Дерева) – учитесь не цепляться и обретаете равновесие. Вы садитесь в Пашчимоттанасану (наклон вперед сидя) – учитесь не удерживать и погружаетесь в расслабление. Вы выполняете Сурья Намаскар – учитесь слиянию дыхания с движением без усилия и постигаете суть естественности.

1rZzSFD-_mY
Свами Шивананда говорил, что человек своими мыслями и поступками творит свою судьбу. Итак, если вы хотите изменить свою жизнь, стать здоровее, красивее, счастливее, то в первую очередь необходимо изменить свои мысли, эмоции и привычки, которые и провоцируют неудачи, болезни, душевные страдания. Чтобы обрести внешнюю красоту и благополучие, необходимо прежде сформировать полнокровную и счастливую внутреннюю жизнь, такую, при которой каждая без исключения клеточка вашего тела узнает о вашем счастье и разделит его с вами.

Это состояние чистого и безграничного счастья на санскрите, именуется «сат чит ананда» – «безграничное чистое блаженство». Чистым его называют потому, что состояние это – неомраченное, самодостаточное и неизменное, а безграничным – потому, что оно не является следствием какого бы то ни было события или явления, но существует независимо от всех обстоятельств и ограничений во времени и пространстве. Это счастье высшего порядка – проявление гармоничного состояния, путь к которому и показывает Йога.